Размышляя об уничтожении культур, Уэйд Дэвис приводит слова знаменитого антрополога Маргарет Мид (Margaret Mead), которая незадолго до смерти озвучила своё опасение:
Что это означает? Что ребенок из Анд, которому привили представление о том, что гора — это дух Апу, который вершит его судьбу, станет совершенно другой личностью и будет иначе относиться к этому ресурсу или месту, чем ребенок из Монтаны, которому с детства внушили, что гора — это куча камней, и на ней можно разрабатывать месторождения. Неважно, является ли гора обиталищем духа или скоплением породы. Интересно то, что эта метафора определяет отношение личности к миру природы <…>. Проблема заключается и не в технологиях как таковых. Индейцы сиу не перестали быть индейцами сиу, когда отказались от лука и стрел, также как американец остается американцем, перестав использовать лошадей и экипажи. Не изменения или технологии угрожают целостности этносферы. Ей угрожает власть. Грубое стремление доминировать. Какую страну ни возьми, понимаешь, что речь идет не о культурах, обреченных на исчезновение. Это динамично развивающиеся народы, уничтожаемые вполне конкретными силами, к которым они не в состоянии приспособиться. Это и безжалостная вырубка лесов на родине пенанов — кочевого народа Юго-Восточной Азии из штата Саравак — народа, который свободно жил в лесах до того, как поколение назад их поработили и вынудили заниматься проституцией на берегах рек, где вода настолько загрязнена илистыми наносами, что кажется, она переносит половину Борнео в Южно-Китайское море, где японские грузовые суда стоят налегке, ожидая, когда они смогут заполнить трюмы свежими бревнами из леса. В случае с яномами причиной являются болезни, принесенные после открытия золотых месторождений.
По подсчётам учёных, наш вид существует приблизительно 150000 лет, при этом знакомый нам индустриальный мир был создан всего лишь 300 лет назад. Нам кажется несомненным тот факт, что настоящий прогресс в истории человечества связан именно с этими последними тремя веками: за это время произошли существенные научно-технологические достижения в области электричества и химии, наука сделала огромный скачок в знаниях об окружающем мире, кроме того, мы вошли в эру высоких технологий и виртуальной реальности, которые, в конце концов, еще сильнее изменят наши представления о действительности, человеке и природе сознания (это уже происходит — подробнее об этом можно посмотреть в лекциях Татьяны Черниговской о мозге). С учетом всего сказанного нам кажется очевидным превосходство западноевропейской культуры над всеми остальными, а ассимиляция других культур – несомненным благом. Однако так ли это на самом деле?